Пергамский алтарь
Один из наиболее значимых памятников эллинской истории, пергамский алтарь застал десятки сменившихся эпох ‒ от царя Аттала I до Второй Мировой войны.
Мы расскажем более детально о создании и многовековой истории памятника.
Что такое Пергамский алтарь
Архитектура античности по праву заслужила звание самой детализированной, искусной и долговечной ‒ беломраморные изваяния даже спустя несколько тысяч лет не теряют своего величия. Построенный на территории современной Турции под влиянием культуры Греции, Пергамский алтарь является образцом мастерства эллинских скульпторов (рисунок 1).
Версии относительно предыстории создания сооружения разные:
- По первой версии, предшествующие созданию памятника события были связаны с победой пергамского правителя Аттала I в войне с галатами (они же галлы или кельты), совершившими набег на их царство. После блистательного отражения атаки и победы, Пергамия приняла решение больше не подчиняться Селевкидской империи. Тогда же был построен мемориальный памятник. Дата событий ‒ 228 год до н.э.
- По более популярной второй версии, сооружение возвели в честь войн и побед Пергамских царей и римлян над галлами. Дата событий ‒ с 184 по 166 год до н.э.
- Третья, самая «традиционная» версия гласит о посвящении памятника божествам Зевсу и Афине или «двенадцати олимпийцам» (основным древнегреческим богам).
Из-за отсутствия уточняющих надписей, принадлежность одного из величайших греческих памятников ‒ Пергамского Алтаря ‒ к определенным историческим событиям установить невозможно.
Историки не могут ответить до конца на вопрос, почему настолько искусной работе было уделено настолько мало внимания в письменных памятниках античности. С высокой вероятностью, к эллинистической скульптуре римляне отнеслись холодно: она не возникла в классическую эпоху и не была создана в настоящих аттических мастерских.
Дальнейшие события должны были навсегда уничтожить следы памятника, но каждый раз алтарь сохранялся. Мемориал пережил разрушения, погребения в земле, встройку в другие сооружения, уничтожение города арабами в 713 году н.э., крупное землетрясение в средневековое время, раскопки в XIX столетии, перевозку уцелевших фрагментов в Берлин, полную реставрацию, вывоз русскими из Берлина в Эрмитаж и последующее возвращение…
Ценность работы эллинов по достоинству оценили только в XIX-XX веках, противопоставив находку фризу из Парфенона и начав полную реставрацию. Тогда же началась активная борьба за права на находку. Важнейшие детали памятника и общую структуру удалось восстановить, однако целостные образцы письменности не сохранились.
Общая характеристика сооружения
Пергамский алтарь в архитектуре эллинизма занимает значимое место. В отличие от классических жертвенников, это был отдельный архитектурный комплекс. Изначально строение возвели на южном склоне горы акрополя немного ниже афинского святилища. Алтарь располагался ниже всех городских строений более чем на 25 метров и хорошо просматривался со всех сторон. Со ступеней строения можно было увидеть панораму: нижнюю часть города, святилище Деметры, храм Асклепия ‒ бога-врачевателя, змеиный посох которого ныне стал символом здравоохранения (рисунок 2).
Описание назначения пергамского алтаря также не сохранилось. Но по аналогичным постройкам можно сделать вывод, что он возводился для ритуалов под открытым небом, ‒ в конструкции отсутствовала закрытая крыша.
Устройство пергамского алтаря схоже с классическими храмами Древней Греции:
- Строение имеет форму растянутой буквы «П». На верхнем ярусе в основании установлен жертвенник, а нижний ярус обнесен со всех сторон глухими стенами.
- Цоколь размерами 36,44 на 34,20 метров располагается пятиуровневом фундаменте.
- По всей длине цоколь обрамлен Большим фризом высотой 2,3 метра и продолжительностью 120 метров. Внутреннее пространство на верхнем ярусе у алтаря украшает Малый фриз высотой всего 1 метр.
- Ступени шириной 20 метров входят в серединную часть цоколя и ведут к площадке для жертвоприношений, на которой стоит сам алтарь высотой около 3-4 метров.
- Верхний ярус строения окружен классическим ионическим портиком, крыша украшена статуями олимпийских богов.
- Общая высота конструкции составляет 9-10 метров.
Мастера
Почти вся внешняя декоративная отделка цоколя и жертвенника Пергамского алтаря исполнялась мастерами классической архитектурной школы Древней Греции, а именно афинского Фидия. И только некоторые пергамские местные мастера выполняли работу в индивидуальном стиле (рисунок 3).
Отсутствует и точная информация о том, как производилась работа. С высокой вероятностью, эскиз создавался одним художником, поскольку даже мельчайшие детали согласованы между собой. Например, прически и одеяния богинь ни разу не повторяются при сохранении общей стилистике, а каждый фрагмент ‒ это отдельная уникальная история.
Из любопытных фактов: над горельефом пергамского алтаря и образами божеств работало несколько поколений. Об этом свидетельствует разница в начертании подписей. Это говорит о заслуженно высокой ценности скульптурного произведения.
Скульптурный декор и иконография
Пергамский алтарь Зевса содержит сотни деталей и несколько мифологических сюжетов, о которых мы постараемся рассказать кратко.
Тематика Большого фриза ‒ гигантомахия, она же битва олимпийских божеств с гигантами. Помимо традиционных олимпийцев можно увидеть более древних и даже вымышленных самими скульпторами богов. Их основные противники: царь Порфирион и его приспешники ‒ гиганты с крыльями, птичьими и животными головами, змеями вместо ног.
Что характерно для любого произведения искусства античности и эллинизма, сюжет битвы богов отображает исторические события. Олимпийцы символизировали упорядоченное, справедливое греческое государство, а гиганты ‒ дикие, жестокие и воинственные племена. Олимпийские божества являлись аллегорией на правящую династию.
На Большом фризе изображается более 50 разных образов божеств (высеченных в верхней части полотна) и поровну гигантов (высеченных в нижней части полотна). Такое расположение подчеркивает противоборство жизни смерти, двух миров ‒ божественного и хтонического (рисунок 4).
Чтобы узнать имя каждого существа на фризе, достаточно заглянуть под ноги фигуре ‒ там будет вырезано изображение или надпись с пояснением.
Распределение образов по всему горельефному полотну следующее:
- На главной, восточной стороне запечатлены олимпийцы.
- На северной стороне высечены божества ночи и созвездий.
- На западной стороне можно увидеть богов воды.
- На южной стороне расположены боги, которым подвластны небеса и светила.
Сюжет композиции можно назвать незавершенным: после победы над хтоническими существами, появляется новая угроза, ‒ стихии грозятся нарушить сложившийся порядок и уничтожить гармонический, правильно построенный мир.
Тематика Малого фриза ‒ повествование о создании самого Пергамского царства царем Телефом. По приданиям, он был сыном самого Геракла. Стиль исполнения очень отличается от Большого полотна. Изображенные фигуры менее экспрессивные и более сосредоточенные, элегичные (мечтательно-меланхоличные), в некоторых местах даже можно увидеть части пейзажей. На некоторых фрагментах можно увидеть самого Геракла и греков, строящих корабль аргонавтов. Традиционная для эллинизма нота неожиданности выдержана в случайно встрече полубога с сыном.
Так в Большом и Малом фризе соприкоснулись основные сюжеты античной и эллинской культуры: закономерность гибели всего злого и господство в мире случайности.
Характерные особенности стиля
Несмотря на качественное подражание стилистике греческих мастеров, Пергамский алтарь стал зеркальным отражением именно эллинистической архитектуры.
Если в классическом античном искусстве наблюдается благородное и статичное спокойствие фигур, то все герои пергамского горельефа энергичны, экспрессивны, динамичны. Даже при беглом взгляде на тысячи деталей, изгибы бровей, губ, рук, ног создается впечатление, что на мир обрушился катаклизм и, если его не преодолеть, то наступит конец всему. Точно передан спектр эмоций победивших и проигравших. Хтонические существа в отчаянье, божества напряжены и сосредоточены. Само устройство горельефа позволяет увидеть все детали, оттененные или осветленные благодаря перепаду плоскостей. Переход светотени усиливает ощущение напряжения от просмотра сюжета Большого фриза.
Также разница архитектуры периода эллинизма прослеживается в жестокости и грандиозности, с которой отображена битва олимпийцев и гигантов на Пергамском алтаре. Противостояние доведено до максимальной точки кипения, преисполненные праведным гневом олимпийцы направляют все силы на осуществление кары над жестокими демонами.
Более ранние скульптуры демонстрировали только предупреждения от богов без прямой физической расправы, ценные уроки, все герои изображались с умиротворенными, гармоничными лицами. Однако создатели не перебрали с жестокостью, и на горельефе отсутствуют слишком жестокие или вызывающие отвращение сцены.
Взаимосвязь с другими произведениями искусства
Если внимательно изучить все эпизоды фриза пергамского алтаря, можно узнать более ранние древнегреческие мотивы. Например, образ Аполлона был списан со скульптуры Леохарда (сегодня ее уцелевшая римская копия представлена статуей Аполлона Бельведерского). Главный горельеф ‒ Зевс и Афина ‒ практически скопированы с западного фронтона Парфенона, где показан поединок между богиней и Посейдоном.
Дата создания Пергамского Алтаря колеблется между 180 и 159 годом до н.э. Несколько столетий спустя мотивы фриза оказали сильное влияние на развитие римского искусства. Скульптурная группа «Лаокона» создавалась всего на двадцать лет позже алтаря. На лицах героев можно увидеть знакомые эмоции.
Как строение воспринимается в наши дни
Сегодня античная памятка ‒ Пергамский алтарь, созданный в лучших архитектурных традициях Древней Греции, ‒ привлекает внимание туристов и историков со всего мира. Полностью реконструированное строение позволит рассмотреть детально размах, с которым люди античности и эллинской эпохи строили здания (рисунок 6).
Однако прикоснуться к древним мраморным плитам можно будет только в 2023 году, ‒ пока берлинский музей находится на плановой пятилетней реконструкции.