Пассионарная теория этногенеза

Пассионарная теория этногенеза известна в научном мире как концепция развития этносов в ходе их взаимодействия  в условиях определенного ландшафта. Она описывает и определяет понятие этнических систем, вводит термин «пассионарности», а также описывает фазы этногенеза и способы взаимодействия этносов.

Статья раскрывает основные моменты этого научного труда в доступной для читателя форме.

В чем заключается пассионарная теория этногенеза

Гипотеза пассионарности была выдвинута Львом Гумилевым в середине ХХ столетия как результат исследования принципов развития этносов в условиях определенных ландшафтов. Наиболее полно автор изложил ее в своей научной работе «Этногенез и биосфера Земли».

Сам термин «пассионарность» был создан российским ученым на обозначение внутреннего стремления индивидуума к активной деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (не всегда позитивной). Иными словами, этот термин указывает на стремление (способность) человека изменять окружающий мир путем аккумуляции большого количества психической энергии и передачи ее другим людям, вдохновляя их на жертвенный подвиг, общее великое дело, удовлетворение своего безмерного честолюбия и даже разбойничье завоевание.

Примерами носителей такой пассионарной энергии могут быть Жанна д’Арк, Ганнибал, Наполеон, испанские конкистадоры и многие другие исторические личности (рисунок 1). Для их бурной деятельности необходимо достаточное количество представителей определенного этноса, готовых вдохновиться идей. Как только среди населения, занимающего некоторую местность, накапливается определенное количество пассионарных личностей, происходит «пассионарный толчок», являющийся движущей силой развития.

Пассионарная теория этногенеза Гумилева
Рисунок 1. По мнению Гумилёва, носители пассионарности занимали весьма заметное место в истории

Согласно пассионарной теории этногенеза Гумилева, развитие любого этноса находится в прямой зависимости от усиления или ослабевания явлений пассионарности. Так, предложенная концепция объясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающей средой. При этом автор подробно размышляет о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов.

Этнические системы и их формы

В своем научном труде Гумилев обозначает понятие «этнические системы» как сообщества, обладающее рядом характеристик.

Читайте также: Фильмы о выживании

По его утверждению они представляют собой:

  1. Биологические сообщества людей как одного из видов живой природы.
  2. Способ приспособления человечества к окружающему миру.
  3. Объединенные группы людей, связанные осознанием своего единства и самоидентификацией от других этнических систем.
  4. Совокупность индивидов по общим стереотипам поведения.
  5. Сообщество, члены которого имеют общее происхождение и историю.
  6. Системы, которые постоянно эволюционируют.
  7. Структуры, сложенные по иерархической системе.

В зависимости от того, что является объединяющим фактором внутри каждой этнической системы, историк выделяет такие ее виды:

  1. Суперэтнос – наиболее крупная форма, которая состоит из совокупности нескольких этносов. Объединяющим фактором выступает стереотипное поведение, которое основывается на особенностях мировосприятия, что определяет отношение его членов к фундаментальным вопросам жизни (например, европейский, мусульманский, римский суперэтносы).
  2. Этнос – находится на втором месте в иерархии этнических систем и широко известен под названием «народ». Объединяющим фактором является стереотипное поведение (национальный характер), основанное на связи сообщества с местом развития, которое включает в себя также язык, религию, политическое и экономическое устройство.
  3. Субэтнос, консорцию и конвиксию – разновидности этноса, где объединяющей силой является сильная привязанность к определенной местности и общему быту (например, казаки, старообрядцы, поморы и т.д.).
На какие виды делится этнос
Рисунок 2. Иерархия этнической системы

Автор отмечает, что чем выше в этом иерархическом построении находится этническая система, тем дольше период ее существования (рисунок 2).

Уровни и классификация пассионарности

Термин «пассионарность» обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира.

Часто такая деятельность является жертвенной, поскольку высшая цель воспринимается носителем пассионарности как более важная, чем собственное счастье, интересы, а также  жизнь своих соотечественников. При этом доминант не всегда действует с благими целями, поэтому под влиянием его энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления.

По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.

Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:

  1. Пассионарий – обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения цели, желание и стремление изменять окружающий мир. Как видим, пассионарию чужд инстинкт самосохранения, и при этом личность может быть как созидателем (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто неудачником).
  2. Гармоничный человек – пребывает в равновесии с окружающей его средой. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такая личность в определенных условиях может стать довольно успешной.
  3. Субпассионарий – склонен к пассивности, лени, паразитизму и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, злоба, зависть) превосходят душевную энергетику. Именно поэтому типичными представителями субпассионариев называют бродяг, наемников и проституток.

Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Уровни пассионарности
Рисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности

Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Схема развития этногенеза
Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Этническое взаимодействие

Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности  (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов (рисунок 5).

Что такое этническое взаимодействие
Рисунок 5. В современном мире далеко не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать

Всего существует 3 способа таких взаимодействий:

  1. Симбиоз – каждый этнос занимает свою территорию, поэтому пассионарии каждой группы обособлены друг от друга, что способствует сохранению национальных особенностей. Взаимное общение обогащает представителей обеих сторон.
  2. Ксения – это так называемые «гости», то есть те, которые живут не в своей этнической системе. Главным условием получения такого статуса является изолированность от «хозяев» ландшафта.
  3. Химера – это этнос, не имеющий изолированности от «хозяина». Чаще всего в такой способ взаимоотношений вступают два суперэтноса, обладающие взаимной отрицательной комплиментарностью, что приводит к кровопролитным войнам и разрушениям, а также к уничтожению одного или обоих участников конфликта.

Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза

После публикации теории пассионарности в специальных журналах, она была подвержена существенной критике научной общественностью. Ученая среда заявила, что представленная теория не основывается на достаточном количестве научно обоснованных аргументов, что выводит ее за пределы научных исследований.

Одной только авторской эрудиции и интуиции недостаточно, чтобы делать такие необоснованные выводы, а это является признаком некомпетентности и непрофессионализма автора. Несмотря на то, что теория не была принята научным миром в целом, термин «пассионарность» прочно вошел в обиход различных областей научного знания, и на сегодняшний день концепцию русского ученого Гумилева изучают во многих высших заведениях как одну из самых красивых теорий о взаимодействии этносов.

Больше интересных фактов о теории пассионарности Гумилева приведено в видео.

[media=https://www.youtube.com/watch?v=kY6DeS9nfDc]

Поделиться
30 157
Рекомендуем к прочтению:
Комментарии 2
Пенежин Виктор
Теория намного ближе к научной истине, чем Шпенглер или Тойнби. Аргументом научности является непротиворечивость теории фактам из практики. 
Автор может подобрать хоть 1000 фактов, подтверждающих его умозрительную теорию, это еще ничего бы не доказывало, критики должны привести факты, опровергающие эту теорию. Научная среда самоустранилась от этой работы.
Если Гумилев постулирует, что этносы зарождаются из пассионарных групп (консорций) синхронно в полосах большой длины (линии пассионарных толчков) , то укажите факт зарождения этноса в точке, или группы этносов в пятне, или укажите на явную несинхронность 
если постулируется кривая пассионарности этногенеза, и подъем длится 150-300 лет, акматическая фаза  порядка 300 лет , надлом 300 лет то покажите этнос, история которого противоречит постулату и это не может быть объяснено смещением (воздействием соседних этносов) лучше всего на изолированных этносах.
если постулируется время активной жизни этноса 1200 -1500 лет(исключая гомеостаз) (возможно меньше при смещении) то покажите хорошо изученные археологические культуры, протяженностью больше. Или исторические народы- ткните Гумилева в какое либо противоречие.


24 июля 2019 13:09
Administrator
Автор статьи ни в коей мере не собирался критиковать теорию Гумилева. Материал носит сугубо ознакомительный характер, а изложение информации направлено на то, чтобы читатель смог сформировать собственную точку зрения на вопрос происхождения этносов. Что касается отношения к ПТЭ научной среды, то, вероятнее всего, критическая точка зрения объясняется тем, что Гумилев использовал общепринятые научные методы, применяемые в точных науках, для анализа истории развития народов, которая, фактически, является гуманитарной наукой. Если же говорить о самой теории, то можно с уверенностью сказать, что классификация индивидуумов, приведенная ученым, во многом схожа с психологической классификацией, с той лишь разницей, что оценивается не темперамент личности, а ее энергетическая составляющая.
25 июля 2019 10:11
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Скоро у нас появится лучший форум о выживании!
Не пропусти: